Информационная безопасность и защита информации на предприятии. Информационная безопасность на предприятии. Организационно-правовые способы включают

Конфиденциальная информация представляет огромный интерес для конкурирующих фирм. Именно она становится причиной посягательств со стороны злоумышленников.

Многие проблемы связаны с недооценкой важности угрозы, в результате чего для предприятия это может обернуться крахом и банкротством. Даже единичный случай халатности рабочего персонала может принести компании многомиллионные убытки и потерю доверия клиентов.

Угрозам подвергаются данные о составе, статусе и деятельности компании. Источниками таких угроз являются её конкуренты, коррупционеры и преступники. Особую ценность для них представляет ознакомление с охраняемой информацией, а также ее модификация в целях причинения финансового ущерба.

К такому исходу может привести утечка информации даже на 20%. Иногда потеря секретов компании может произойти случайно, по неопытности персонала или из-за отсутствия систем защиты.

Для информации, являющейся собственностью предприятия, могут существовать угрозы следующих видов.

Угрозы конфиденциальности информации и программ. Могут иметь место после нелегального доступа к данным, каналам связи или программам. Содержащие или отправленные данные с компьютера могут быть перехвачены по каналам утечки.

Для этого используется специальное оборудование, производящее анализ электромагнитных излучений, получаемых во время работы на компьютере.

Опасность повреждения. Незаконные действия хакеров могут повлечь за собой искажение маршрутизации или потерю передаваемой информации.

Угроза доступности. Такие ситуации не позволяют законному пользователю использовать службы и ресурсы. Это происходит после их захвата, получения по ним данных или блокировки линий злоумышленниками. Подобный инцидент может искажать достоверность и своевременность передаваемой информации.

Существует три важных условия, которые позволят российскому гражданину : идеальный бизнес-план, продуманная учётная и кадровая политика и наличие свободных денежных средств.

Подготовка документов для открытия ООО требует определённого времени. На открытие расчётного счёта в банке уходит примерно 1-2 дня. О том какие документы понадобятся для открытия ООО читайте здесь.

Риск отказа от исполнения транзакций. Отказ пользователя от передаваемой им же информации с тем, чтобы избежать ответственности.

Внутренние угрозы. Такие угрозы несут для предприятия большую опасность. Они исходят от неопытных руководителей, некомпетентного или неквалифицированного персонала.

Иногда сотрудники предприятия могут провоцировать специально внутреннюю утечку информации, показывая этим своё недовольство зарплатой, работой или коллегами. Они запросто могут преподнести всю ценную информацию предприятия его конкурентам, попытаться уничтожить её, или умышленно внести в компьютеры вирус.

Обеспечение информационной безопасности предприятия

Важнейшие процессы бухгалтерского учёта и автоматизируются соответствующим классом систем, защищенность которых достигается целым комплексом технических и организационных мер.

В их составе антивирусная система, защита межсетевого экранирования и электромагнитного излучения. Системы защищают информацию на электронных носителях, передаваемые по каналам связи данные, разграничивают доступ к разноплановым документам, создают запасные копии и восстанавливают конфиденциальную информацию после повреждений.

Полноценное обеспечение информационной безопасности на предприятии должно быть и находиться под полным контролем круглогодично, в реальном времени в круглосуточном режиме. При этом система учитывает весь жизненный цикл информации, начиная с момента появления и до полного её уничтожения или потери значимости для предприятия.

Для сохранности и для предотвращения потери данных в индустрии информационной безопасности разрабатываются системы защиты. Их работа основана на сложных программных комплексах с широким набором опций, предотвращающих любые утраты данных.

Спецификой программ является то, что для правильного их функционирования требуется разборчивая и отлаженная модель внутреннего оборота данных и документов. Анализ безопасности всех шагов при использовании информации основывается на работе с базами данных.

Обеспечение информационной безопасности может осуществляться с помощью онлайновых средств, а также продуктов и решений, предлагаемых на всевозможных Интернет-ресурсах.

Разработчикам некоторых таких сервисов удалось грамотно составить систему информационной безопасности, защищающую от внешних и внутренних угроз, обеспечивая при этом идеальный баланс цены и функциональности. Предлагаемые гибкие модульные комплексы совмещают работу аппаратных и программных средств.

Виды

Логика функционирования систем информационной безопасности предполагает следующие действия.

Прогнозирование и быстрое распознавание угроз безопасности данных, мотивов и условий, способствовавших нанесению ущерба предприятию и обусловивших сбои в его работе и развитии.

Создание таких рабочих условий, при которых уровень опасности и вероятность нанесения ущерба предприятию сведены к минимуму.

Возмещение ущерба и минимизация влияния выявленных попыток нанесения ущерба.

Средства защиты информации могут быть:

  • техническими;
  • программными;
  • криптографическими;
  • организационными;
  • законодательными.

Организация информационной безопасности на предприятии

Все предприниматели всегда стремятся обеспечить информации доступность и конфиденциальность. Для разработки подходящей защиты информации учитывается природа возможных угроз, а также формы и способы их возникновения.

Организация информационной безопасности на предприятии производится таким образом, чтобы хакер мог столкнуться с множеством уровней защиты. В результате злоумышленнику не удаётся проникать в защищённую часть.

К наиболее эффективному способу защиты информации относится криптостойкий алгоритм шифрования при передаче данных. Система зашифровывает саму информацию, а не только доступ к ней, что актуально и для .

Структура доступа к информации должна быть многоуровневой, в связи с чем к ней разрешается допускать лишь избранных сотрудников. Право полного доступа ко всему объему информации должны иметь только достойные доверия лица.

Перечень сведений, касающихся информации конфиденциального характера, утверждается руководителем предприятия. Любые нарушения в этой области должны караться определенными санкциями.

Модели защиты предусматриваются соответствующими ГОСТами и нормируются целым рядом комплексным мер. В настоящее время разработаны специальные утилиты, круглосуточно отслеживающие состояние сети и любые предупреждения систем информационной безопасности.

Следует иметь ввиду, что недорогие беспроводные сети не могут обеспечить необходимого уровня защиты.

Во избежание случайных потерь данных по неопытности сотрудников, администраторы должны проводить обучающие тренинги. Это позволяет предприятию контролировать готовность сотрудников к работе и дает руководителям уверенность в том, что все работники способны соблюдать меры информационной безопасности.

Атмосфера рыночной экономики и высокий уровень конкуренции заставляют руководителей компаний всегда быть начеку и быстро реагировать на любые трудности. В течение последних 20 лет информационные технологии смогли войти во все сферы развития, управления и ведения бизнеса.

Из реального мира бизнес уже давно превратился в виртуальный, достаточно вспомнить как стали популярны , у которого имеются свои законы. В настоящее время виртуальные угрозы информационной безопасности предприятия могут насести ему огромный реальный вред. Недооценивая проблему, руководители рискуют своим бизнесом, репутацией и авторитетом.

Большинство предприятий регулярно терпят убытки из-за утечки данных. Защита информации предприятия должна занимать приоритетное место в ходе становления бизнеса и его ведения. Обеспечение информационной безопасности – залог успеха, прибыли и достижения целей предприятия.

Н аучно-технический прогресс превратил информацию в продукт, который можно купить, продать, обменять. Нередко стоимость данных в несколько раз превышает цену всей технической системы, которая хранит и обрабатывает информацию.

Качество коммерческой информации обеспечивает необходимый экономический эффект для компании, поэтому важно охранять критически важные данные от неправомерных действий. Это позволит компании успешно конкурировать на рынке.

Определение информационной безопасности

Информационная безопасность (ИБ) - это состояние информационной системы, при котором она наименее восприимчива к вмешательству и нанесению ущерба со стороны третьих лиц. Безопасность данных также подразумевает управление рисками, которые связаны с разглашением информации или влиянием на аппаратные и программные модули защиты.

Безопасность информации, которая обрабатывается в организации, - это комплекс действий, направленных на решение проблемы защиты информационной среды в рамках компании. При этом информация не должна быть ограничена в использовании и динамичном развитии для уполномоченных лиц.

Требования к системе защиты ИБ

Защита информационных ресурсов должна быть:

1. Постоянной. Злоумышленник в любой момент может попытаться обойти модули защиты данных, которые его интересуют.

2. Целевой. Информация должна защищаться в рамках определенной цели, которую ставит организация или собственник данных.

3. Плановой. Все методы защиты должны соответствовать государственным стандартам, законам и подзаконным актам, которые регулируют вопросы защиты конфиденциальных данных.

4. Активной. Мероприятия для поддержки работы и совершенствования системы защиты должны проводиться регулярно.

5. Комплексной. Использование только отдельных модулей защиты или технических средств недопустимо. Необходимо применять все виды защиты в полной мере, иначе разработанная система будет лишена смысла и экономического основания.

6. Универсальной. Средства защиты должны быть выбраны в соответствии с существующими в компании каналами утечки.

7. Надежной. Все приемы защиты должны надежно перекрывать возможные пути к охраняемой информации со стороны злоумышленника, независимо от формы представления данных.

Перечисленным требованиям должна соответствовать и DLP-система. И лучше всего оценивать ее возможности на практике, а не в теории. Испытать «СёрчИнформ КИБ» можно бесплатно в течение 30 дней.

Модель системы безопасности

Информация считается защищенной, если соблюдаются три главных свойства.

Первое - целостность - предполагает обеспечение достоверности и корректного отображения охраняемых данных, независимо от того, какие системы безопасности и приемы защиты используются в компании. Обработка данных не должна нарушаться, а пользователи системы, которые работают с защищаемыми файлами, не должны сталкиваться с несанкционированной модификацией или уничтожением ресурсов, сбоями в работе ПО.

Второе - конфиденциальность - означает, что доступ к просмотру и редактированию данных предоставляется исключительно авторизованным пользователям системы защиты.

Третье - доступность - подразумевает, что все авторизованные пользователи должны иметь доступ к конфиденциальной информации.

Достаточно нарушить одно из свойств защищенной информации, чтобы использование системы стало бессмысленным.

Этапы создания и обеспечения системы защиты информации

На практике создание системы защиты информации осуществляется в три этапа.

На первом этапе разрабатывается базовая модель системы, которая будет функционировать в компании. Для этого необходимо проанализировать все виды данных, которые циркулируют в фирме и которые нужно защитить от посягательств со стороны третьих лиц. Планом работы на начальном этапе являются четыре вопроса:

  1. Какиеисточники информации следует защитить?
  2. Какова цельполучения доступа к защищаемой информации?

Целью может быть ознакомление, изменение, модификация или уничтожение данных. Каждое действие является противоправным, если его выполняет злоумышленник. Ознакомление не приводит к разрушению структуры данных, а модификация и уничтожение приводят к частичной или полной потере информации.

  1. Что являетсяисточником конфиденциальной информации?

Источники в данном случае это люди и информационные ресурсы: документы, флеш-носители, публикации, продукция, компьютерные системы, средства обеспечения трудовой деятельности.

  1. Способы получения доступа, и как защититься от несанкционированных попыток воздействия на систему?

Различают следующие способы получения доступа:

  • Несанкционированный доступ - незаконное использование данных;
  • Утечка - неконтролируемое распространение информации за пределы корпоративной сети. Утечка возникает из-за недочетов, слабых сторон технического канала системы безопасности;
  • Разглашение - следствие воздействия человеческого фактора. Санкционированные пользователи могут разглашать информацию, чтобы передать конкурентам, или по неосторожности.

Второй этап включает разработку системы защиты. Это означает реализовать все выбранные способы, средства и направления защиты данных.

Система строится сразу по нескольким направлениям защиты, на нескольких уровнях, которые взаимодействуют друг с другом для обеспечения надежного контроля информации.

Правовой уровень обеспечивает соответствие государственным стандартам в сфере защиты информации и включает авторское право, указы, патенты и должностные инструкции. Грамотно выстроенная система защиты не нарушает права пользователей и нормы обработки данных.

Организационный уровень позволяет создать регламент работы пользователей с конфиденциальной информацией, подобрать кадры, организовать работу с документацией и физическими носителями данных.

Регламент работы пользователей с конфиденциальной информацией называют правилами разграничения доступа. Правила устанавливаются руководством компании совместно со службой безопасности и поставщиком, который внедряет систему безопасности. Цель - создать условия доступа к информационным ресурсам для каждого пользователя, к примеру, право на чтение, редактирование, передачу конфиденциального документа. Правила разграничения доступа разрабатываются на организационном уровне и внедряются на этапе работ с технической составляющей системы.

Технический уровень условно разделяют на физический, аппаратный, программный и математический подуровни.

  • физический - создание преград вокруг защищаемого объекта: охранные системы, зашумление, укрепление архитектурных конструкций;
  • аппаратный - установка технических средств: специальные компьютеры, системы контроля сотрудников, защиты серверов и корпоративных сетей;
  • программный - установка программной оболочки системы защиты, внедрение правила разграничения доступа и тестирование работы;
  • математический - внедрение криптографических и стенографических методов защиты данных для безопасной передачи по корпоративной или глобальной сети.

Третий, завершающий этап - это поддержка работоспособности системы, регулярный контроль и управление рисками. Важно, чтобы модуль защиты отличался гибкостью и позволял администратору безопасности быстро совершенствовать систему при обнаружении новых потенциальных угроз.

Виды конфиденциальных данных

Конфиденциальные данные - это информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законами государства и нормами, которые компании устанавливаются самостоятельно.

  • Личные конфиденциальные данные: персональные данные граждан, право на личную жизнь, переписку, сокрытие личности. Исключением является только информация, которая распространяется в СМИ.
  • Служебные конфиденциальные данные: информация, доступ к которой может ограничить только государство (органы государственной власти).
  • Судебные конфиденциальные данные: тайна следствия и судопроизводства.
  • Коммерческие конфиденциальные данные: все виды информации, которая связана с коммерцией (прибылью) и доступ к которой ограничивается законом или предприятием (секретные разработки, технологии производства и т.д.).
  • Профессиональные конфиденциальные данные: данные, связанные с деятельностью граждан, например, врачебная, нотариальная или адвокатская тайна, разглашение которой преследуется по закону.

Угрозы конфиденциальности информационных ресурсов

Угроза - это возможные или действительные попытки завладеть защищаемыми информационными ресурсами.

Источниками угрозы сохранности конфиденциальных данных являются компании-конкуренты, злоумышленники, органы управления. Цель любой угрозы заключается в том, чтобы повлиять на целостность, полноту и доступность данных.

Угрозы бывают внутренними или внешними. Внешние угрозы представляют собой попытки получить доступ к данным извне и сопровождаются взломом серверов, сетей, аккаунтов работников и считыванием информации из технических каналов утечки (акустическое считывание с помощью жучков, камер, наводки на аппаратные средства, получение виброакустической информации из окон и архитектурных конструкций).

Внутренние угрозы подразумевают неправомерные действия персонала, рабочего отдела или управления фирмы. В результате пользователь системы, который работает с конфиденциальной информацией, может выдать информацию посторонним. На практике такая угроза встречается чаще остальных. Работник может годами «сливать» конкурентам секретные данные. Это легко реализуется, ведь действия авторизованного пользователя администратор безопасности не квалифицирует как угрозу.

Поскольку внутренние ИБ-угрозы связаны с человеческим фактором, отслеживать их и управлять ими сложнее. Предупреждать инциденты можно с помощью деления сотрудников на группы риска. С этой задачей справится - автоматизированный модуль для составления психологических профилей.

Попытка несанкционированного доступа может происходить несколькими путями:

  • через сотрудников , которые могут передавать конфиденциальные данные посторонним, забирать физические носители или получать доступ к охраняемой информации через печатные документы;
  • с помощью программного обеспечения злоумышленники осуществляют атаки, которые направлены на кражу пар «логин-пароль», перехват криптографических ключей для расшифровки данных, несанкционированного копирования информации.
  • с помощью аппаратных компонентов автоматизированной системы, например, внедрение прослушивающих устройств или применение аппаратных технологий считывания информации на расстоянии (вне контролируемой зоны).


Аппаратная и программная ИБ

Все современные операционные системы оснащены встроенными модулями защиты данных на программном уровне. MAC OS, Windows, Linux, iOS отлично справляются с задачей шифрования данных на диске и в процессе передачи на другие устройства. Однако для создания эффективной работы с конфиденциальной информацией важно использовать дополнительные модули защиты.

Пользовательские ОС не защищают данные в момент передачи по сети, а системы защиты позволяют контролировать информационные потоки, которые циркулируют по корпоративной сети, и хранение данных на северах.

Аппаратно-программный модуль защиты принято разделять на группы, каждая из которых выполняет функцию защиты чувствительной информации:

  • Уровень идентификации - это комплексная система распознавания пользователей, которая может использовать стандартную или многоуровневую аутентификацию, биометрию (распознавание лица, сканирование отпечатка пальца, запись голоса и прочие приемы).
  • Уровень шифрования обеспечивает обмен ключами между отправителем и получателем и шифрует/дешифрует все данные системы.

Правовая защита информации

Правовую основу информационной безопасности обеспечивает государство. Защита информации регулируется международными конвенциями, Конституцией, федеральными законами и подзаконными актами.

Государство также определят меру ответственности за нарушение положений законодательства в сфере ИБ. Например, глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» в Уголовном кодексе Российской Федерации, включает три статьи:

  • Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»;
  • Статья 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»;
  • Статья 274 «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей».

Обеспечение информационной безопасности - сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема. Лишь комплексное решение ее целей и задач одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение информационной безопасности страны. Работы, проводимые в этой области, должны иметь не только практическую направленность, но и научное обоснование.

Основные цели обеспечения информационной безопасности определяются на базе устойчивых приоритетов национальной и экономической безопасности, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:

Сохранение и укрепление российской государственности и политической стабильности в обществе;

Сохранение и развитие демократических институтов общества, обеспечение прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка;

Обеспечение достойного места и роли страны в мировом сообществе;

Обеспечение территориальной целостности страны;

Обеспечение прогрессивного социально-экономического развития;

Сохранение национальных культурных ценностей и традиций.

В соответствии с указанными приоритетами основными задачами обеспечения информационной безопасности являются:

Выявление оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности;

Разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации;

Разработка нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и предприятий по обеспечению информационной безопасности;

Развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий ее нарушения;

Обеспечение активного участия страны в процессах создания использования глобальных информационных сетей и систем.

Важнейшими принципами обеспечения информационной безопасности являются:

1) законность мероприятий по выявлению и предотвращению правонарушений в информационной сфере;

2) непрерывность реализации и совершенствования средств и методов контроля и защиты информационной системы;

3) экономическая целесообразность, т е. сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности информации

4) комплексность использования всего арсенала имеющихся средств защиты во всех подразделениях фирмы и на всех этапах информационного процесса.

Реализация процесса защиты информации включает несколько этапов:

Определение объекта защиты: права на защиту информационного ресурса, стоимостная оценка информационного ресурса и его основных элементов, длительность жизненного цикла информационного ресурса, траектория информационного процесса по функциональным подразделениям фирмы;

Выявление источников угроз (конкурентов, преступников, сотрудников и др.), целей угроз (ознакомление, модификация, уничтожение и др.), возможных каналов реализации угроз (разглашение, утечка и др.);

Определение необходимых мер защиты;

Оценка их эффективности и экономической целесообразности;

Реализация принятых мер с учетом выбранных критериев;

Доведение принятых мер до персонала, контроль за их эффективностью и устранение (предотвращение) последствий угроз.

Реализация описанных этапов, по сути, является процессом управления информационной безопасностью объекта и обеспечивается системой управления, включающей в себя, кроме самого управляемого (защищаемого) объекта, средства контроля за его состоянием, механизм сравнения текущего состояния с требуемым, а также механизм управляющих воздействий для локализации и предотвращения ущерба вследствие угроз. Критерием управления в данном случае целесообразно считать достижение минимума информационного ущерба, а целью управления - обеспечение требуемого состояния объекта в смысле его информационной защищенности.

Методы обеспечения информационной безопасности разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности относится разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

Внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности, устранения внутренних противоречии в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности;

Законодательное разграничение полномочий в области обеспечения определения целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

Разработка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

Уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития отечественной информационной инфраструктуры;

Законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;

Определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-коммуникационных сетей и правовое регулирование деятельности этих организаций;

Создание правовой базы для формирования региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

Создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности государства;

Усиление правоприменительной деятельности органов власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;

Разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;

Создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

Выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-коммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;

Сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

Совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;

Контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности государства;

Формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают:

Разработку программ обеспечения информационной безопасности государства и определение порядка их финансирования;

Совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Наряду с широким использованием стандартных методов и средств для сферы экономики приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности являются:

Разработка и принятие правовых положений, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ и хищение информации, преднамеренное распространение недостоверной информации, разглашение коммерческой тайны, утечку конфиденциальной информации;

Построение системы государственной статистической отчетности, обеспечивающей достоверность, полноту, сопоставимость и защищенность информации путем введения строгой юридической ответственности первичных источников информации, организации действенного контроля за их деятельностью и деятельностью служб обработки и анализа статистической информации, ограничения ее коммерциализации, использования специальных организационных и программно-технических средств защиты информации;

Создание и совершенствование специальных средств защиты финансовой и коммерческой информации;

Разработка комплекса организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологии информационной деятельности и защиты информации в хозяйственных, финансовых, промышленных и других экономических структурах с учетом специфических для сферы экономики требований информационной безопасности;

Совершенствование системы профессионального отбора и подготовки персонала, систем отбора, обработки, анализа и распространения экономической информации.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности формирует направления деятельности органов государственной власти и управления в области обеспечения информационной безопасности, включая гарантии прав всех субъектов на информацию, закрепление обязанностей и ответственности государства и его органов за информационную безопасность страны, и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности исходит из следующих основных положений:

Ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе законодательства;

Ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;

Доступ к какой-либо информации, а также вводимые ограничения доступа осуществляются с учетом определяемых законом прав собственности на эту информацию;

Формирование государством нормативно-правовой базы, регламентирующей права, обязанности и ответственность всех субъектов, действующих в информационной сфере;

Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающие персональные данные и конфиденциальную информацию, несут ответственность перед законом за их сохранность и использование;

Обеспечение государством законными средствами защиты общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;

Осуществление государственного контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством их обязательной сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

Проведение протекционистской политики государства, поддерживающей деятельность отечественных производителей средств информатизации и защиты информации и осуществляющей меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информации и информационных продуктов;

Государственная поддержка в деле предоставления гражданам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям,

Формирование государством федеральной программы информационной безопасности, объединяющей усилия государственных организаций и коммерческих структур в создании единой системы информационной безопасности страны;

Государство прилагает усилия для противодействия информационной экспансии других стран, поддерживает интернационализацию глобальных информационных сетей и систем.

На основе изложенных принципов и положений определяются общие направления формирования и реализации политики информационной безопасности в политической, экономической и других сферах деятельности государства.

Государственная политика в качестве механизма согласования интересов субъектов информационных отношений и нахождения компромиссных решений предусматривает формирование и организацию эффективной работы различных советов, комитетов и комиссий с широким представительством специалистов и всех заинтересованных структур. Механизмы реализации государственной политики должны быть гибкими и своевременно отражать изменения, происходящие в экономической и политической жизни страны.

Правовое обеспечение информационной безопасности государства является приоритетным направлением формирования механизмов реализации политики обеспечения информационной безопасности и включает в себя:

1) нормотворческую деятельность по созданию законодательства, регулирующего отношения в обществе, связанные с обеспечением информационной безопасности;

2) исполнительную и правоприменительную деятельность по исполнению законодательства в области информации, информатизации и защиты информации органами государственной власти и управления, организациями, гражданами.

Нормотворческая деятельность в области обеспечения информационной безопасности предусматривает:

Оценку состояния действующего законодательства и разработку программы его совершенствования;

Создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

Формирование правового статуса всех субъектов в системе информационной безопасности, пользователей информационных и телекоммуникационных систем и определение их ответственности за обеспечение информационной безопасности;

Разработку организационно-правового механизма сбора и анализа статистических данных о воздействии угроз информационной безопасности и их последствиях с учетом всех видов информации;

Разработку законодательных и других нормативных актов, регулирующих порядок ликвидации последствий воздействия угроз, восстановления нарушенного права и ресурсов, реализации компенсационных мер.

Исполнительная и правоприменительная деятельность предусматривает разработку процедур применения законодательства и нормативных актов к субъектам, совершившим преступления и проступки при работе с конфиденциальной информацией и нарушившим регламент информационных взаимодействий. Вся деятельность по правовому обеспечению информационной безопасности строится на основе трех фундаментальных положений права: соблюдения законности, обеспечения баланса интересов отдельных субъектов и государства, неотвратимости наказания.

Соблюдение законности предполагает наличие законов и иных нормативных установлений, их применение и исполнение субъектами права в области информационной безопасности.

12.3. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

Оценка состояния информационной безопасности государства предполагает оценку существующих угроз. В п. 2 «Доктрины информационной безопасности РФ» 1 выделяются следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации:

Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

__________________________________________________________________

Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

К внешним источникам угроз информационной безопасности России относятся:

1) деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против Российской Федерации в информационной сфере;

2) стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационного рынков;

3) обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

4) деятельность международных террористических организаций;

5) увеличение технологического отрыва ведущих держав мира наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

6) деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

7) разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам угроз информационной безопасности России относятся:

1) критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

2) неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

3) недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

4) недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

5) неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный контроль за развитием информационного рынка России;

6) недостаточная экономическая мощь государства;

7) снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

8) отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, кредит-но-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

За последние годы в России реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности. Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.

Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности РФ способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Структуру государственной системы защиты информации составляют:

Органы государственной власти и управления РФ и субъектов РФ, решающие задачи обеспечения информационной безопасности в пределах своей компетенции;

Государственные и межведомственные комиссии и советы, специализирующиеся на проблемах информационной безопасности;

Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;

Федеральная служба безопасности РФ;

Министерство внутренних дел РФ;

Министерство обороны РФ;

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;

Служба внешней разведки РФ;

Структурные и межотраслевые подразделения по защите информации органов государственной власти;

Головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные и конструкторские организации по защите информации;

Учебные заведения, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для работы в системе обеспечения информационной безопасности.

Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, являясь органом государственного управления, осуществляет проведение единой технической политики и координацию работ в области защиты информации, возглавляет государственную систему защиты информации от технических разведок, несет ответственность за обеспечение защиты информации от ее утечки по техническим каналам на территории России, осуществляет контроль эффективности принимаемых мер защиты.

Особое место в системе информационной безопасности занимают государственные и общественные организации, осуществляющие контроль за деятельностью государственных и негосударственных средств массовой информации.

К настоящему времени сформирована законодательная и нормативно-правовая база в сфере информационной безопасности России, которая включает в себя:

1. Законы Российской Федерации:

Конституция РФ;

«О банках и банковской деятельности»;

«О безопасности»;

«О внешней разведке»;

«О государственной тайне»;

«О связи»;

«О сертификации продукции и услуг»;

«О средствах массовой информации»;

«О стандартизации»;

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

«Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

«Об обязательном экземпляре документов»;

«Об участии в международном информационном обмене»;

«О6 электронно-цифровой подписи» и др.

2. Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации:

«Доктрина информационной безопасности РФ»;

«О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г»;

«О некоторых вопросах межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;

«О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;

«Об основах государственной политики в сфере информатизации»;

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и др.

З. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:

«О сертификации средств защиты информации»;

«О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;

«Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»;

«О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

4. Руководящие документы Гостехкомиссии России:

«Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации»;

«Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»;

«Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации»;

«Защита информации. Специальные защитные знаки. Классификация и общие требования»;

«Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия не-декларированных возможностей».

5. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая).

6. УК РФ.

Международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности - неотъемлемая составляющая экономического, политического, военного, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Такое сотрудничество должно способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Россию. Особенность международного сотрудничества РФ в области обеспечения информационной безопасности заключается в том, что оно осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладание технологическими и информационными ресурсами, за доминирование на рынках сбыта, усиления технологического отрыва ведущих держав мира и наращивания их возможностей для создания «информационного оружия». Это может привести к новому этапу развертывания гонки вооружений в информационной сфере.

Международное сотрудничество в области информационной безопасности опирается на следующую нормативно-правовую базу:

Соглашение с Республикой Казахстан от 13 января 1995 г, с Москва (Постановление Правительства РФ от 15 мая 1994 г Nч 679);

Соглашение с Украиной от 14 июня 1996 г, г Киев (Постановление Правительства РФ от 7 июня 1996 г Ns 655);

Соглашение с Республикой Беларусь (Проект);

Выдача сертификатов и лицензий при международном информационном обмене (Федеральный закон от 4 июля 1996 г Х 85-ФЗ).

Основными направлениями международного сотрудничества, отвечающими интересам РФ, являются:

Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских сетях и в каналах информационного обеспечения мировой торговли, к конфиденциальной информации в международных экономических и политических союзах, блоках и организациях, к информации в международных правоохранительных организациях, ведущих борьбу с международной организованной преступностью и международным терроризмом;

Запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;

Обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным сетям и каналам связи;

Координация деятельности правоохранительных органов государств - участников международного сотрудничества по предотвращению компьютерных преступлений;

Участие в проведении международных конференций и выставок по проблеме безопасности информации.

Особое внимание в ходе сотрудничества должно быть уделено проблемам взаимодействия со странами СНГ с учетом перспектив создания единого информационного пространства на территории бывшего СССР, в пределах которого используются практически единые телекоммуникационные системы и линии связи.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности России показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Закрепленные в Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти персональных данных.

Отсутствует четкость в проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на международный информационный рынок.

Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает органы государственной власти РФ при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-теле-коммуникационных систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании.

Контрольные вопросы

1. Каково место информационной безопасности в системе экономической безопасности государства? Покажите на примерах значение информационной безопасности в обеспечении экономической безопасности государства?

2. Чем обусловлено повышение значимости информационной безопасности в современный период?

3. Охарактеризуйте основные категории информационной безопасности: информация, информатизация, документ, информационный процесс, информационная система, информационные ресурсы, персональные данные, конфиденциальная информация.

4. В чем заключаются интересы личности, общества и государства в информационной сфере?

5. Какие существуют виды угроз информационной безопасности?

6. Назовите способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности.

7. Объясните понятие «информационная война».

8. Перечислите внешние источники угроз информационной безопасности России.

9. Перечислите внутренние источники угроз информационной безопасности России.

10. Какие нормативные акты обеспечивают информационную безопасность на территории РФ?

11. Какие международные нормативные акты в сфере защиты информации вы знаете?

12. В чем заключается суть государственной политики обеспечения информационной безопасности?

13. Перечислите методы обеспечения информационной безопасности.

14. Охарактеризуйте структуру государственной системы защиты информации

15. Дайте оценку состояния информационной безопасности России.

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации – развивающийся и перспективный сектор, играющий огромную роль в сохранении и передаче данных.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

В последние время у любой организации или отдельного лица имеется очень большое количество обобщенной информации, которая хранится в интернете или на компьютерах, такое большое количество информации стало причиной того, что очень часто происходит ее утечка, но никто не хотел бы, чтобы засекреченная и конфиденциальная информация о чем-либо попала к посторонним людям, собственно для этого и нужно применять меры предосторожности по обеспечению информационной безопасности.

Статистика в данной области показывает, что в ряде стран уже начали применять определенные меры по обеспечению информационной безопасности, которые стали общепринятыми, но есть и другая статистика, которая показывает нам, что мошенники не только не перестали пытаться добраться до секретной информации, напротив, с усовершенствованием , злоумышленники находят новые пути для ее обхода или взлома, так что на данный момент мы можем наблюдать тенденцию роста мошеннических действий, а не ее убавление. Хотелось бы добавить, что сейчас информационное обеспечение Российской Федерации развивается довольно стремительно и имеет положительную тенденцию роста, ранее такого высокого уровня обеспечения информации в Российской Федерации не было.

Абсолютно любая организация или предприятие прекрасно понимает, что угроза потери засекреченной информации довольно велика, поэтому они стараются всеми силами предотвратить утечку и сделать так, чтобы засекреченная информация таковой и оставалась, но схема является не профессиональной, она защищает большое количество информации и закрывает многие ходы для мошенников, но все же бреши в ней остаются, поэтому бывает, что грамотные программисты обходят системы безопасности и добираются до секретной информации, которой после пользуются в незаконных целях.

Функции и условия СОИБ

Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, которые должны присутствовать в любой системе защиты:

  1. Моментальное обнаружение угрозы проникновения. Устранение данной угрозы и закрытие канала доступа к информации, с помощью которой злоумышленники могут навредить предприятию и отдельно взятому лицу в материальном и моральном плане;
  2. Создание механизма для скорейшего выявления нарушений в работе предприятия и реагирования на ситуации, в которых информационная защищенность находится в ослабленном состоянии или же под угрозой взлома;
  3. Создаются условия, чтобы как можно скорее возместить возможный ущерб, нанесенный предприятию физическим или юридическим лицом, и условия для скорейшего восстановления работы предприятия, чтобы утерянная информация не смогла повлиять на его работу и на достижение поставленных перед предприятием задач.

Видео про медиа мониторинг:

Информационная база и принципы СОИБ

Приведенные выше задачи уже дают достаточную информационную базу, для того чтобы человек осознал, для чего нужно обеспечение информационных систем безопасности и как оно функционирует в реальных условиях.

Принципы построения системы информационной безопасности, которыми должны руководствоваться организации и предприятия защищая конфиденциальную информацию от злоумышленников.

Уже давно известно, чтобы обеспечить высокий уровень собственной информации, нужно руководствоваться определенными принципами, так как без них схема информационного обеспечения будет легко обходима, тем самым вы не можете быть постоянно уверены, что информация действительно засекречена.

  1. Итак, первым и наиболее важным принципом системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является беспрерывная работа над улучшением и усовершенствованием системы, так как технологии развития не стоят на месте, ровным счетом как и не стоит развитие мошеннических действий, направленных на взлом и получение секретных данных, поэтому такую схему следует постоянно совершенствовать. Необходимо как можно чаще проверять и тестировать нынешнюю систему безопасности – этот аспект входит в первый принцип построения системы безопасности информационного обеспечения, следует анализировать систему и по возможности самим выявлять ее бреши в обороне и слабые места, которыми собственно и будут пользоваться злоумышленники. При нахождении брешей или каких-либо путей утечки информации следует сразу же обновить механизм системы безопасности и доработать его, чтобы найденные бреши были сразу же закрыты и недоступны для мошенников. Исходя из данного принципа, стоит усвоить, что нельзя просто установить систему безопасности и быть спокойным за свою секретную информацию, так как эту систему нужно постоянно анализировать, улучшать и совершенствовать;
  2. Вторым принципом является использование всего потенциала системной безопасности, всех функций для каждого отдельного файла, который отвечает за тот или иной аспект работы предприятия, то есть систему безопасности нужно использовать всю и комплексно, так что в вооружении должен находиться весь арсенал имеющийся у данной системы;
  3. Третьим и последним принципом является целостное использование системы безопасности, не стоит разбивать ее на отдельные части, рассматривать отдельные функции, тем самым обеспечивать разный уровень безопасности важным файлам и менее важным. Это работает как один огромный механизм, который имеет в себе большое количество шестеренок, выполняющих разные функции, но составляющих одну систему.

Вижео пр обеспечение безопасности промышленных систем:

Законодательство и СОИБ

Очень важным аспектом системы обеспечения информационной безопасности является сотрудничество с государственными правоохранительными органами и законность данной системы. Важную роль играет высокий уровень профессионализма сотрудников фирмы, предоставляющей вам информационную сохранность, не забывайте, что с данной фирмой и ее сотрудниками должен быть совершен договор о неразглашении секретной информации фирмы, так как все сотрудники, обеспечивающие полноценную работу системы безопасности, будут иметь доступ к информации фирмы, тем самым у вас должны быть гарантии, того что сотрудники не передадут данную информацию третьим лицам, заинтересованным в ее получении в корыстных целях или чтобы подорвать работу вашего предприятия.

Если пренебречь данными принципами и условиями, то ваша защищенность не сможет обеспечить вас должным высоким уровнем защиты, тем самым не будет никаких гарантий, того что данные беспрерывно находятся в недосягаемости злоумышленников, а это может очень плохо сказаться на работе предприятия.

Требования к обеспечению информационной безопасности любого объекта

Принципы нужно не только знать, но и уметь воплотить их в жизнь, именно для этого и существует ряд требований к системе защиты информационной безопасности, которые обязательны к выполнению, как и сами принципы.

Идеальная схема безопасности должна быть:

  1. Централизованной. Управлять системой безопасности нужно всегда централизованно, посему система обеспечения информационной безопасности предприятия должна быть схожа со структурой самого предприятия, к которому и прикреплен данный способ обеспечения информационной безопасности (СОИБ);
  2. Плановой. Исходя из общих целей обеспечения защиты информации, каждый отдельный сотрудник, отвечающий за определенный аспект системы, должен всегда иметь подробнейший план совершенствования защитной системы и использование нынешней. Это нужно, для того чтобы защита информации работала, как одна целостная схема, что обеспечит наиболее высокий уровень защиты конфиденциальной информации охраняемого объекта;
  3. Конкретизированной. Каждая схема безопасности должна иметь конкретные критерии по защите, так как у разных предприятий разные предпочтения, некоторым необходимо защитить именно определенные файлы, которыми смогут воспользоваться конкуренты предприятия, дабы подорвать производственный процесс. Другим фирмам необходима целостная защита каждого файла, независимо от степени его важности, поэтому, прежде чем поставить защиту информации, следует определиться для чего конкретно она вам нужна;
  4. Активной. Обеспечивать защиту информации нужно всегда очень активно и целеустремленно. Что это значит? Это значит, что фирма, обеспечивающая базу безопасности, обязательно должна иметь отдел, содержащий в себе экспертов и аналитиков. Потому что ваш принцип безопасности должен не только устранять уже имеющиеся угрозы и находить бреши в базе, но и знать наперед возможный вариант развития события, чтобы предотвратить возможные угрозы еще до их появления, поэтому аналитический отдел – это очень важная часть в структуре обеспечения защиты информации, не забывайте об этом и постарайтесь уделить данному аспекту особое внимание. “Предупрежден – значит вооружен”;
  5. Универсальной. Ваша схема должна уметь адаптироваться к абсолютно любым условиям, то есть неважно, на каком носителе хранится ваша база, и не должно иметь значения, на каком языке она представлена и в каком формате содержится. Если вы захотите перевести ее в другой формат или же на другой носитель, то это не должно стать причиной утечки информации;
  6. Необычной. Ваша планировка обеспечения информационной безопасности должна быть уникальной, то есть она должна отличаться от аналогичных схем, которые используют другие предприятия или фирмы. К примеру, если другое предприятие, имеющее схожую с вашей схему по защите данных, подверглось атаке, и злоумышленники смогли найти в ней брешь, то вероятность того, что ресурс будет взломан, увеличивается в разы, так что в этом плане следует проявить индивидуальность и устанавливать для своего предприятия схему безопасности, которая раньше нигде не фигурировала и не использовалась, тем самым вы повысите уровень защиты конфиденциальных данных вашего предприятия;
  7. Открытой. Открытой она должна быть в плане вносимых изменений, корректировок и усовершенствований, то есть если вы обнаружили брешь в обороне собственной системы безопасности или хотите усовершенствовать ее, у вас не должно возникать проблем с доступом, так как на доступ к системе может уйти некоторое количество времени, во время которого база может быть взломана, поэтому сделайте ее открытой для собственной фирмы и фирмы, предоставляющей обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, от которых зависит и сохранение ваших информационных систем;
  8. Экономичной. Экономичность – это последнее требование к любой системе безопасности, вы должны все посчитать и сделать так, чтобы затраты на информационное обеспечение информационных систем безопасности Российской Федерации ни в коем случае не превышали ценность вашей информации. Например, насколько бы ни была дорогая и совершенная планировка безопасности, все равно существует вероятность, того что ее могут взломать или же обойти, так как брешь при желании можно обнаружить в любой защите, и если вы тратите на такую схему безопасности большие деньги, но в то же время сами данные не стоят таких денег, то это просто бессмысленные траты, которые могут негативно отразиться на бюджете предприятия.

Видео про IDM-решения:

Вторичные требования СОИБ

Выше были перечислены основные, необходимые для полноценной работы системы безопасности требования, далее, будут приведены требования, которые не являются обязательными для системы:

  • Схема безопасности должна быть довольно проста в использовании, то есть любой сотрудник, имеющий доступ к защищенной информации, при необходимости ее просмотреть не должен затрачивать на это большое количество времени, так как это помешает основной работе, схема должна быть удобна и “прозрачна”, но только внутри вашего предприятия;
  • Каждый сотрудник или же доверенное лицо должны иметь какие-либо привилегии к доступу получения защищенной информации. Опять же, приведу пример: вы директор предприятия и на вашем объекте работает ряд сотрудников, которым вы доверяете и можете предоставить доступ, но вы этого не делаете, и доступ имеется только у вас и у сотрудников фирмы, предоставляющих систему информационной безопасности, получается, что ваш бухгалтер и прочие сотрудники, имея необходимость посмотреть на отчеты или другие защищенные файлы, должны будут оторваться от работы, оторвать от работы вас или сотрудников фирмы, предоставляющих защиту, чтобы получить доступ к одному файлу, тем самым работа предприятия будет подорвана, а эффективность ее снижена. Поэтому предоставляйте привилегии своим сотрудникам, чтобы облегчить работу им и себе;
  • Возможность простого и быстрого отключения защиты, так как бывают ситуации, когда защита информации будет в значительной степени затруднять работу предприятия, в этом случае вы должны иметь возможность с легкостью отключить и, когда понадобится, включить систему защиты информации;
  • Схема обеспечения безопасности информации должна функционировать отдельно от каждого субъекта защиты, то есть они не должны быть взаимосвязаны;
  • Фирма, предоставляющая вам систему безопасности информации, должна сама периодически пытаться взломать ее, она может попросить сделать это своих программистов, работающих над другими проектами, если у них получится, то нужно немедленно выяснить, как именно это произошло и где существует слабость в системе защиты, чтобы как можно скорее нейтрализовать ее;
  • На вашем предприятии не должны находиться детальные отчеты и подробное описание механизмов защиты вашей информации, такой информацией должен располагать только владелец предприятия и фирма, предоставляющая защиту информации.

Система информационного обеспечения – этапность

Немаловажным элементом является этапность действий при разработке и установке системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Изначально при создании системы защиты необходимо определить, что именно для вас является интеллектуальной собственностью. К примеру, для предприятия интеллектуальная собственность – это знания и точные сведения о каждом выпускаемом продукте, его усовершенствования, изготовление и разработка новых продуктов и идей для усовершенствования предприятия, в общем, все то, что в конечном итоге приносит вам прибыль. Если вы не можете определить, что для вас интеллектуальная собственность, то какой бы хорошей ни была схема обеспечения информационных систем, она не сможет обеспечить вас высоким уровнем защиты, а еще вы рискуете потерять незащищенную информацию, которая впоследствии приведет к моральным и материальным потерям, так что этому пункту следует изначально уделить особое внимание.

После того как вы определите, что для вас является интеллектуальной собственностью следует перейти к следующим, общепринятым для абсолютно любой организации, вне зависимости от ее размеров и спецификации, этапам:

  1. Установка определенных границ, в которых планировка обеспечения информационных систем имеет свою силу;
  2. Постоянное изучение и выявление слабых мест в системе защиты;
  3. Установка определенной политики системы безопасности и быстро действенное принятие контрмер при выявлении угрозы;
  4. Беспрерывная проверка системы безопасности информации;
  5. Составление детального плана для системы защиты;
  6. Точная реализация ранее составленного плана.

С оздатель кибернетики Норберт Винер полагал, что информация обладает уникальными характеристиками и ее нельзя отнести ни к энергии, ни к материи. Особый статус информации как явления породил множество определений.

В словаре стандарта ISO/IEC 2382:2015 «Информационные технологии» приводится такая трактовка:

Информация (в области обработки информации) - любые данные, представленные в электронной форме, написанные на бумаге, высказанные на совещании или находящиеся на любом другом носителе, используемые финансовым учреждением для принятия решений, перемещения денежных средств, установления ставок, предоставления ссуд, обработки операций и т.п., включая компоненты программного обеспечения системы обработки.

Для разработки концепции обеспечения информационной безопасности (ИБ) под информацией понимают сведения, которые доступны для сбора, хранения, обработки (редактирования, преобразования), использования и передачи различными способами, в том числе в компьютерных сетях и других информационных системах.

Такие сведения обладают высокой ценностью и могут стать объектами посягательств со стороны третьих лиц. Стремление оградить информацию от угроз лежит в основе создания систем информационной безопасности.

Правовая основа

В декабре 2017 года в России принята Доктрины информационной безопасности. В документ ИБ определена как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере. Под национальными интересами в данном случае понимается совокупность интересов общества, личности и государства, каждая группа интересов необходима для стабильного функционирования социума.

Доктрина - концептуальный документ. Правоотношения, связанные с обеспечением информационной безопасности, регулируются федеральными законами «О государственной тайне», «Об информации», «О защите персональных данных» и другими. На базе основополагающих нормативных актов разрабатываются постановления правительства и ведомственные нормативные акты, посвященные частным вопросам защиты информации.

Определение информационной безопасности

Прежде чем разрабатывать стратегию информационной безопасности, необходимо принять базовое определение самого понятия, которое позволит применять определенный набор способов и методов защиты.

Практики отрасли предлагают понимать под информационной безопасностью стабильное состояние защищенности информации, ее носителей и инфраструктуры, которая обеспечивает целостность и устойчивость процессов, связанных с информацией, к намеренным или непреднамеренным воздействиям естественного и искусственного характера. Воздействия классифицируются в виде угроз ИБ, которые могут нанести ущерб субъектам информационных отношений.

Таким образом, под защитой информации будет пониматься комплекс правовых, административных, организационных и технических мер, направленных на предотвращение реальных или предполагаемых ИБ-угроз, а также на устранение последствий инцидентов. Непрерывность процесса защиты информации должна гарантировать борьбу с угрозами на всех этапах информационного цикла: в процессе сбора, хранения, обработки, использования и передачи информации.

Информационная безопасность в этом понимании становится одной из характеристик работоспособности системы. В каждый момент времени система должна обладать измеряемым уровнем защищенности, и обеспечение безопасности системы должно быть непрерывным процессом, которые осуществляется на всех временных отрезках в период жизни системы.

В инфографике использованы данные собственного «СёрчИнформ».

В теории информационной безопасности под субъектами ИБ понимают владельцев и пользователей информации, причем пользователей не только на постоянной основе (сотрудники), но и пользователей, которые обращаются к базам данных в единичных случаях, например, государственные органы, запрашивающие информацию. В ряде случаев, например, в банковских ИБ-стандартах к владельцам информации причисляют акционеров - юридических лиц, которым принадлежат определенные данные.

Поддерживающая инфраструктура, с точки зрения основ ИБ, включает компьютеры, сети, телекоммуникационное оборудование, помещения, системы жизнеобеспечения, персонал. При анализе безопасности необходимо изучить все элементы систем, особое внимание уделив персоналу как носителю большинства внутренних угроз.

Для управления информационной безопасностью и оценки ущерба используют характеристику приемлемости, таким образом, ущерб определяется как приемлемый или неприемлемый. Каждой компании полезно утвердить собственные критерии допустимости ущерба в денежной форме или, например, в виде допустимого вреда репутации. В государственных учреждениях могут быть приняты другие характеристики, например, влияние на процесс управления или отражение степени ущерба для жизни и здоровья граждан. Критерии существенности, важности и ценности информации могут меняться в ходе жизненного цикла информационного массива, поэтому должны своевременно пересматриваться.

Информационной угрозой в узком смысле признается объективная возможность воздействовать на объект защиты, которое может привести к утечке, хищению, разглашению или распространению информации. В более широком понимании к ИБ-угрозам будут относиться направленные воздействия информационного характера, цель которых - нанести ущерба государству, организации, личности. К таким угрозам относится, например, диффамация, намеренное введение в заблуждение, некорректная реклама.

Три основных вопроса ИБ-концепции для любой организации

    Что защищать?

    Какие виды угроз превалируют: внешние или внутренние?

    Как защищать, какими методами и средствами?

Система ИБ

Система информационной безопасности для компании - юридического лица включает три группы основных понятий: целостность, доступность и конфиденциальность. Под каждым скрываются концепции с множеством характеристик.

Под целостностью понимается устойчивость баз данных, иных информационных массивов к случайному или намеренному разрушению, внесению несанкционированных изменений. Понятие целостности может рассматриваться как:

  • статическое , выражающееся в неизменности, аутентичности информационных объектов тем объектам, которые создавались по конкретному техническому заданию и содержат объемы информации, необходимые пользователям для основной деятельности, в нужной комплектации и последовательности;
  • динамическое , подразумевающее корректное выполнение сложных действий или транзакций, не причиняющее вреда сохранности информации.

Для контроля динамической целостности используют специальные технические средства, которые анализируют поток информации, например, финансовые, и выявляют случаи кражи, дублирования, перенаправления, изменения порядка сообщений. Целостность в качестве основной характеристики требуется тогда, когда на основе поступающей или имеющейся информации принимаются решения о совершении действий. Нарушение порядка расположения команд или последовательности действий может нанести большой ущерб в случае описания технологических процессов, программных кодов и в других аналогичных ситуациях.

Доступность - это свойство, которое позволяет осуществлять доступ авторизированных субъектов к данным, представляющим для них интерес, или обмениваться этими данными. Ключевое требование легитимации или авторизации субъектов дает возможность создавать разные уровни доступа. Отказ системы предоставлять информацию становится проблемой для любой организации или групп пользователей. В качестве примера можно привести недоступность сайтов госуслуг в случае системного сбоя, что лишает множество пользователей возможности получить необходимые услуги или сведения.

Конфиденциальность означает свойство информации быть доступной тем пользователям: субъектам и процессам, которым допуск разрешен изначально. Большинство компаний и организаций воспринимают конфиденциальность как ключевой элемент ИБ, однако на практике реализовать ее в полной мере трудно. Не все данные о существующих каналах утечки сведений доступны авторам концепций ИБ, и многие технические средства защиты, в том числе криптографические, нельзя приобрести свободно, в ряде случаев оборот ограничен.

Равные свойства ИБ имеют разную ценность для пользователей, отсюда - две крайние категории при разработке концепций защиты данных. Для компаний или организаций, связанных с государственной тайной, ключевым параметром станет конфиденциальность, для публичных сервисов или образовательных учреждений наиболее важный параметр - доступность.

Дайджест информационной безопасности

Объекты защиты в концепциях ИБ

Различие в субъектах порождает различия в объектах защиты. Основные группы объектов защиты:

  • информационные ресурсы всех видов (под ресурсом понимается материальный объект: жесткий диск, иной носитель, документ с данными и реквизитами, которые помогают его идентифицировать и отнести к определенной группе субъектов);
  • права граждан, организаций и государства на доступ к информации, возможность получить ее в рамках закона; доступ может быть ограничен только нормативно-правовыми актами, недопустима организация любых барьеров, нарушающих права человека;
  • система создания, использования и распространения данных (системы и технологии, архивы, библиотеки, нормативные документы);
  • система формирования общественного сознания (СМИ, интернет-ресурсы, социальные институты, образовательные учреждения).

Каждый объект предполагает особую систему мер защиты от угроз ИБ и общественному порядку. Обеспечение информационной безопасности в каждом случае должно базироваться на системном подходе, учитывающем специфику объекта.

Категории и носители информации

Российская правовая система, правоприменительная практика и сложившиеся общественные отношения классифицируют информацию по критериям доступности. Это позволяет уточнить существенные параметры, необходимые для обеспечения информационной безопасности:

  • информация, доступ к которой ограничен на основании требований законов (государственная тайна, коммерческая тайна, персональные данные);
  • сведения в открытом доступе;
  • общедоступная информация, которая предоставляется на определенных условиях: платная информация или данные, для пользования которыми требуется оформить допуск, например, библиотечный билет;
  • опасная, вредная, ложная и иные типы информации, оборот и распространение которой ограничены или требованиями законов, или корпоративными стандартами.

Информация из первой группы имеет два режима охраны. Государственная тайна , согласно закону, это защищаемые государством сведения, свободное распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Это данные в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и экономической деятельности государства. Владелец этой группы данных - непосредственно государство. Органы, уполномоченные принимать меры по защите государственной тайны, - Министерство обороны, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Конфиденциальная информация - более многоплановый объект регулирования. Перечень сведений, которые могут составлять конфиденциальную информацию, содержится в указе президента №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» . Это персональные данные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; профессиональная тайна (врачебная, нотариальная, адвокатская); коммерческая тайна; сведения об изобретениях и о полезных моделях; сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов.

Персональные данные существует в открытом и в конфиденциальном режиме. Открытая и доступная всем пользователям часть персональных данных включает имя, фамилию, отчество. Согласно ФЗ-152 «О персональных данных», субъекты персональных данных имеют право:

  • на информационное самоопределение;
  • на доступ к личным персональным данным и внесение в них изменений;
  • на блокирование персональных данных и доступа к ним;
  • на обжалование неправомерных действий третьих лиц, совершенных в отношении персональных данных;
  • на возмещение причиненного ущерба.

Право на закреплено в положениях о государственных органах, федеральными законами, лицензиями на работу с персональными данными, которые выдает Роскомнадзор или ФСТЭК. Компании, которые профессионально работают с персональными данными широкого круга лиц, например, операторы связи, должны войти в реестр, его ведет Роскомнадзор.

Отдельным объектом в теории и практике ИБ выступают носители информации, доступ к которым бывает открытым и закрытым. При разработке концепции ИБ способы защиты выбираются в зависимости от типа носителя. Основные носители информации:

  • печатные и электронные средства массовой информации, социальные сети, другие ресурсы в интернете;
  • сотрудники организации, у которых есть доступ к информации на основании своих дружеских, семейных, профессиональных связей;
  • средства связи, которые передают или сохраняют информацию: телефоны, АТС, другое телекоммуникационное оборудование;
  • документы всех типов: личные, служебные, государственные;
  • программное обеспечение как самостоятельный информационный объект, особенно если его версия дорабатывалась специально для конкретной компании;
  • электронные носители информации, которые обрабатывают данные в автоматическом порядке.

Для целей разработки концепций ИБ-защиты средства защиты информации принято делить на нормативные (неформальные) и технические (формальные).

Неформальные средства защиты - это документы, правила, мероприятия, формальные - это специальные технические средства и программное обеспечение. Разграничение помогает распределить зоны ответственности при создании ИБ-систем: при общем руководстве защитой административный персонал реализует нормативные способы, а IT-специалисты, соответственно, технические.

Основы информационной безопасности предполагают разграничение полномочий не только в части использования информации, но и в части работы с ее охраной. Подобное разграничение полномочий требует и нескольких уровней контроля.


Формальные средства защиты

Широкий диапазон технических средств ИБ-защиты включает:

Физические средства защиты. Это механические, электрические, электронные механизмы, которые функционируют независимо от информационных систем и создают препятствия для доступа к ним. Замки, в том числе электронные, экраны, жалюзи призваны создавать препятствия для контакта дестабилизирующих факторов с системами. Группа дополняется средствами систем безопасности, например, видеокамерами, видеорегистраторами, датчиками, выявляющие движение или превышение степени электромагнитного излучения в зоне расположения технических средств снятия информации, закладных устройств.

Аппаратные средства защиты. Это электрические, электронные, оптические, лазерные и другие устройства, которые встраиваются в информационные и телекоммуникационные системы. Перед внедрением аппаратных средств в информационные системы необходимо удостовериться в совместимости.

Программные средства - это простые и системные, комплексные программы, предназначенные для решения частных и комплексных задач, связанных с обеспечением ИБ. Примером комплексных решений служат и : первые служат для предотвращения утечки, переформатирования информации и перенаправления информационных потоков, вторые - обеспечивают защиту от инцидентов в сфере информационной безопасности. Программные средства требовательны к мощности аппаратных устройств, и при установке необходимо предусмотреть дополнительные резервы.

можно бесплатно протестировать в течение 30 дней. Перед установкой системы инженеры «СёрчИнформ» проведут технический аудит в компании заказчика.

К специфическим средствам информационной безопасности относятся различные криптографические алгоритмы, позволяющие шифровать информацию на диске и перенаправляемую по внешним каналам связи. Преобразование информации может происходить при помощи программных и аппаратных методов, работающих в корпоративных информационных системах.

Все средства, гарантирующие безопасность информации, должны использоваться в совокупности, после предварительной оценки ценности информации и сравнения ее со стоимостью ресурсов, затраченных на охрану. Поэтому предложения по использованию средств должны формулироваться уже на этапе разработки систем, а утверждение должно производиться на том уровне управления, который отвечает за утверждение бюджетов.

В целях обеспечения безопасности необходимо проводить мониторинг всех современных разработок, программных и аппаратных средств защиты, угроз и своевременно вносить изменения в собственные системы защиты от несанкционированного доступа. Только адекватность и оперативность реакции на угрозы поможет добиться высокого уровня конфиденциальности в работе компании.

В 2018 году вышел первый релиз . Эта уникальная программа составляет психологические портреты сотрудников и распределяет их по группам риска. Такой подход к обеспечению информационной безопасности позволяет предвидеть возможные инциденты и заранее принять меры.

Неформальные средства защиты

Неформальные средства защиты группируются на нормативные, административные и морально-этические. На первом уровне защиты находятся нормативные средства, регламентирующие информационную безопасность в качестве процесса в деятельности организации.

  • Нормативные средства

В мировой практике при разработке нормативных средств ориентируются на стандарты защиты ИБ, основный - ISO/IEC 27000. Стандарт создавали две организации:

  • ISO - Международная комиссия по стандартизации, которая разрабатывает и утверждает большинство признанных на международном уровне методик сертификации качества процессов производства и управления;
  • IEC - Международная энергетическая комиссия, которая внесла в стандарт свое понимание систем ИБ, средств и методов ее обеспечения

Актуальная версия ISO/IEC 27000-2016 предлагают готовые стандарты и опробованные методики, необходимые для внедрения ИБ. По мнению авторов методик, основа информационной безопасности заключается в системности и последовательной реализации всех этапов от разработки до пост-контроля.

Для получения сертификата, который подтверждает соответствие стандартам по обеспечению информационной безопасности, необходимо внедрить все рекомендуемые методики в полном объеме. Если нет необходимости получать сертификат, в качестве базы для разработки собственных ИБ-систем допускается принять любую из более ранних версий стандарта, начиная с ISO/IEC 27000-2002, или российских ГОСТов, имеющих рекомендательный характер.

По итогам изучения стандарта разрабатываются два документа, которые касаются безопасности информации. Основной, но менее формальный - концепция ИБ предприятия, которая определяет меры и способы внедрения ИБ-системы для информационных систем организации. Второй документ, которые обязаны исполнять все сотрудники компании, - положение об информационной безопасности, утверждаемое на уровне совета директоров или исполнительного органа.

Кроме положения на уровне компании должны быть разработаны перечни сведений, составляющих коммерческую тайну, приложения к трудовым договорам, закрепляющий ответственность за разглашение конфиденциальных данных, иные стандарты и методики. Внутренние нормы и правила должны содержать механизмы реализации и меры ответственности. Чаще всего меры носят дисциплинарный характер, и нарушитель должен быть готов к тому, что за нарушением режима коммерческой тайны последуют существенные санкции вплоть до увольнения.

  • Организационные и административные меры

В рамках административной деятельности по защите ИБ для сотрудников служб безопасности открывается простор для творчества. Это и архитектурно-планировочные решения, позволяющие защитить переговорные комнаты и кабинеты руководства от прослушивания, и установление различных уровней доступа к информации. Важными организационными мерами станут сертификация деятельности компании по стандартам ISO/IEC 27000, сертификация отдельных аппаратно-программных комплексов, аттестация субъектов и объектов на соответствие необходимым требованиям безопасности, получений лицензий, необходимых для работы с защищенными массивами информации.

С точки зрения регламентации деятельности персонала важным станет оформление системы запросов на допуск к интернету, внешней электронной почте, другим ресурсам. Отдельным элементом станет получение электронной цифровой подписи для усиления безопасности финансовой и другой информации, которую передают государственным органам по каналам электронной почты.

  • Морально-этические меры

Морально-этические меры определяют личное отношение человека к конфиденциальной информации или информации, ограниченной в обороте. Повышение уровня знаний сотрудников касательно влияния угроз на деятельность компании влияет на степень сознательности и ответственности сотрудников. Чтобы бороться с нарушениями режима информации, включая, например, передачу паролей, неосторожное обращение с носителями, распространение конфиденциальных данных в частных разговорах, требуется делать упор на личную сознательность сотрудника. Полезным будет установить показатели эффективности персонала, которые будут зависеть от отношения к корпоративной системе ИБ.