Оперативно-диспетчерское управление. Должностная инструкция диспетчера тепловых сетей Условия и оценка работы

УТВЕРЖДАЮ Руководитель "_____________________" ________________ (_________________) (подпись) (Ф.И.О.) "___"________ ____ г. М.П. "___"________ ____ г. N ___

_________________________________ (наименование организации)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ диспетчера электрических (тепловых) сетей

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность диспетчера электрических (тепловых) сетей (далее - Работник) _______________________________. (наименование организации)

1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя _________________________.

1.3. Работник подчиняется непосредственно _______________________.

1.4. Требования к квалификации:

Высшее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по оперативному обслуживанию электроустановок (тепловых сетей) не менее 2 лет и дополнительная подготовка по установленной программе или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по оперативному обслуживанию электроустановок (тепловых сетей) не менее 3 лет и дополнительная подготовка по установленной программе.

1.5. Работник в своей деятельности руководствуется:

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями Руководителя организации;

Настоящей должностной инструкцией.

1.6. Работник должен знать:

Организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам эксплуатации оборудования электрических (тепловых) сетей, энергоснабжения потребителей, диспетчерского управления электрических (тепловых) сетей;

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации;

Правила устройства электроустановок;

Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации;

Правила применения и испытаний средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним;

Положения и инструкции по расследованию и учету аварий и других технологических нарушений, несчастных случаев на производстве;

Состав и порядок ведения оперативной документации на рабочих местах оперативного персонала электрических (тепловых) сетей;

Должностные и производственные инструкции оперативного персонала электрических (тепловых) сетей;

Схему электрических (тепловых) сетей в нормальных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимах;

Главные электрические и тепловые схемы электростанций, электроподстанций, котельных, входящих в состав электрических (тепловых) сетей;

Схемы присоединений ответственных потребителей энергии к электроподстанциям и котельным электрических (тепловых) сетей;

Конструктивные особенности, технические характеристики, технико-экономические показатели, особенности режимов эксплуатации основного оборудования электрических (тепловых) сетей;

Структурные схемы построения АСДУ сетей;

Передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления в электрических (тепловых) сетях;

Основы экономики и организации производства, труда и управления в энергетике;

Основы трудового законодательства;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. При отсутствии Работника его функции выполняет _____________________.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Работник:

2.1. Осуществляет оперативное управление эксплуатацией электрических или тепловых сетей.

2.2. Проводит приемку и сдачу смены в соответствии с требованиями нормативных документов.

2.3. Обеспечивает согласованную работу оперативного персонала электроподстанций, котельных, районов сетей по поддержанию надежности и экономичности оперативной схемы сетей, отдельных участков и объектов сетей при различных режимах их работы.

2.4. Контролирует нагрузку в контрольных точках сетей, обеспечивает своевременную разгрузку перегруженных линий передачи электрической энергии, электроподстанций, котельных, тепловых пунктов, трубопроводов, отдельных трансформаторов (автотрансформаторов).

2.5. Принимает меры по выявлению причин нарушений нормальных режимов работы сетей, определению мест и характера повреждений, возобновлению нормальной работы сетей и качественного энергоснабжения потребителей.

2.6. Принимает и систематизирует заявки на вывод из работы оборудования и устройств защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ), передает их руководству диспетчерской службы или вышестоящему диспетчеру, информирует о результатах принятых решений.

2.7. Отражает на мнемосхеме (планшете) изменения оперативной схемы сетей.

2.8. Руководит действиями подчиненного оперативного персонала при ликвидации аварийных ситуаций, принимает меры по локализации аварий, восстановлению нормальных режимов, ликвидации последствий нарушений нормальной работы сетей.

2.9. Принимает от вышестоящего диспетчера и передает руководству сетей, начальнику оперативно-диспетчерской службы, подчиненному оперативному персоналу, потребителям энергии экстренные сообщения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, неблагоприятном метеорологическом прогнозе и предстоящем отключении или ограничении энергоснабжения.

2.10. Обеспечивает принятие необходимых мер по предупреждению и устранению последствий аварийных ситуаций и стихийных бедствий.

2.11. Принимает участие в проводимых на диспетчерском пункте сетей тренировках, занятиях по гражданской обороне и отработке действий при чрезвычайных ситуациях, разборе действий персонала после их завершения.

2.12. Инструктирует лиц, проходящих стажировку и дублирование на рабочем месте диспетчера сетей, и контролирует их действия.

2.13. Ведет оперативную и учетную документацию в соответствии с утвержденным перечнем.

2.14. Проводит занятия с оперативным персоналом сетей, посещает диспетчерские пункты районов сетей, электроподстанций, котельных.

2.15. Проводит проверки (при посещении диспетчерских пунктов): выполнения требований правил и инструкций при проведении переключений; подготовки рабочих мест перед выполнением работ на оборудовании; ведения оперативной документации.

2.16. Осуществляет изучение нового оборудования сетей, электро- и теплоиспользующих установок потребителей энергии.

2.17. Участвует в работе комиссий по проверке знаний персонала, расследованию причин аварий и несчастных случаев.

2.18. Проходит подготовку в учебно-тренажерном центре и других специализированных организациях с последующей проверкой знаний в соответствии с утвержденными планами и графиками.

2.19. Участвует во внедрении новых программных и технических средств и реализации новых задач автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ).

3. ПРАВА РАБОТНИКА

Работник имеет право на:

3.1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

3.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

3.4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

3.5. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.6. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

3.7. Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

3.8. Участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах.

3.9. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

3.10. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

3.11. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

3.12. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

3.13. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3.14. Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности.

3.15. Взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

Работник вправе:

3.16. Давать подчиненным работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.17. Контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных работников.

3.18. Требовать от Руководителя организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.19. Знакомиться с проектами решений Руководителя организации, касающимися деятельности Работника.

3.20. Вносить предложения Руководителю организации по вопросам своей деятельности.

3.21. Получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

Работник обязан:

Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять установленные нормы труда;

Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

Бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

Незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному Руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА РАБОТЫ

6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

6.2. Оценка работы:

Регулярная - осуществляется непосредственным Руководителем в процессе исполнения Работником трудовых функций;

- ____________________________________________________________________. (указать порядок и основания для иных видов оценки работы)

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики".

Непосредственный Руководитель ________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела (юрисконсульт) ________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) "___"________ ____ г. С инструкцией ознакомлен: ________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) "___"________ ____ г.


ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Диспетчер района электрических (тепловых) сетей, электроподстанции

Должностные обязанности. Осуществляет оперативное управление эксплуатацией электрических (тепловых) сетей района или узловой электроподстанции напряжением 330 кВ и выше, обслуживаемой оперативно-диспетчерской сменой с численностью персонала не менее 2 человек. Обеспечивает бесперебойное и качественное энергоснабжение потребителей, ведение надежных и экономичных режимов работы сетей в обслуживаемом сетевом районе (оборудования узловой электроподстанции). Проводит приемку и сдачу смены в соответствии с требованиями нормативных документов. Обеспечивает согласованную работу оперативного и оперативно-ремонтного персонала энергетических объектов района (электроподстанции) по поддержанию нормального режима работы оборудования и энергоснабжения потребителей, оперативному выявлению и устранению причин неисправностей в работе сетей (электроподстанции), проведению плановых и аварийных переключений, включению и отключению оборудования, линий электропередачи, трубопроводов, тепловых пунктов, насосных станций и т.д. Осуществляет постоянный контроль режимов работы оборудования, нагрузки линий электропередачи, трубопроводов, трансформаторов, насосного оборудования, положений переключающих устройств, уровней напряжения электрического тока, параметров теплоносителей в контрольных точках сетей и у потребителей энергии, исправности средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ) и т.д. Проводит лично или через подчиненный персонал оперативные переключения в электрических (тепловых) схемах сетей (электроподстанции), включение, отключение, изменение режимов работы оборудования. Принимает и систематизирует заявки на вывод из работы оборудования, устройств защиты и автоматики, СДТУ, отключение отдельных потребителей энергии или перевод их энергоснабжения от других источников, передает их вышестоящему диспетчеру или руководству сетевого района (электроподстанции, группы электроподстанций), согласовывает их с потребителями энергии, информирует о принятых решениях. Контролирует соблюдение сроков проведения работ на оборудовании в соответствии с нарядами и распоряжениями. Отражает изменения оперативной схемы сетей (электроподстанции) на мнемосхеме, планшете, производит записи об изменениях в оперативном журнале. Принимает от вышестоящего диспетчера и передает руководству района (электроподстанции), потребителям энергии, подчиненному оперативному персоналу экстренные сообщения о системных и сетевых авариях, стихийных бедствиях, несчастных случаях, неблагоприятном метеорологическом прогнозе, предстоящем отключении потребителей или ограничении энергоснабжения. Обеспечивает принятие необходимых мер по предупреждению возможных последствий неблагоприятных ситуаций. Осуществляет оперативную проверку достоверности поступившей информации о перерывах или некачественном энергоснабжении потребителей, обеспечивает выявление и устранение причин нарушения энергоснабжения. Принимает участие в тренировках, занятиях (учениях) по гражданской обороне, отработке действий персонала при чрезвычайных ситуациях, разборе действий персонала после их завершения. Инструктирует лиц, проходящих стажировку и дублирование на рабочем месте диспетчера района сетей (электроподстанции), и контролирует их действия. Осуществляет оперативное управление работой электроподстанции. Проводит занятия с оперативным персоналом, посещает рабочие места дежурного персонала электроподстанций, котельных, оперативно-выездных и оперативно-ремонтных бригад. Осуществляет проверки соблюдения оперативным персоналом района требований нормативных документов при выполнении оперативных переключений, подготовке рабочих мест для проведения работ на оборудовании, ведении оперативной документации. Участвует в работе комиссий по проверке знаний, расследованию причин аварий и несчастных случаев. Проводит ознакомление оперативного персонала с новыми нормативными документами, информационными сообщениями об авариях. Осуществляет изучение нового оборудования района сетей (электроподстанции), электро- и теплоиспользующих установок потребителей энергии. Проходит обучение в учебно-тренажерном центре с последующей проверкой знаний. Участвует во внедрении новых программных и технических средств и реализации новых задач автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ).

Должен знать: организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам эксплуатации оборудования электрических (тепловых) сетей, электроподстанции, энергоснабжения потребителей, диспетчерского управления электрических (тепловых) сетей, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, Правила устройства электроустановок, Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, Правила применения и испытаний средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним, методики и инструкции по проведению тренировок, инструктажей, проверке знаний, положения, инструкции по расследованию причин и учету аварий и других технологических нарушений в работе электрических (тепловых) сетей, несчастных случаев на производстве, перечень и порядок ведения оперативной документации на рабочих местах оперативного персонала района электрических (тепловых) сетей (электроподстанции), должностные и производственные инструкции оперативного персонала района электрических (тепловых) сетей (электроподстанции), основную схему электрических (тепловых) сетей района (электроподстанции), схемы первичных соединений и питания собственных нужд обслуживаемых электроподстанций (электроподстанции), котельных, насосных станций, возможные варианты их изменения в нормальных, аварийных и ремонтных режимах, схемы присоединения промышленных и оптовых потребителей энергии к электрическим (тепловым) сетям района (электроподстанции), методы регулирования напряжения, параметров теплоносителя, подпиточной воды в тепловых сетях района, схемы сетей связи и правила эксплуатации средств связи и сигнализации на обслуживаемых объектах района (электроподстанции), места установки устройств автоматики, блокировок, коммутационной аппаратуры в районе электрических сетей (на электроподстанции), структурную схему построения АСДУ в электрических (тепловых) сетях, передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления в районах электрических (тепловых) сетей, на электроподстанциях напряжением 330 кВ и выше, основы экономики и организации производства, труда и управления в энергетике, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по эксплуатации оборудования электрических (тепловых) сетей не менее 1 года и дополнительная подготовка по установленной программе или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по эксплуатации оборудования электрических (тепловых) сетей не менее 3 лет и дополнительная подготовка по установленной программе.

Вакансии для должности Диспетчер района электрических (тепловых) сетей, электроподстанции по общероссийской базе вакансий

Должностные обязанности

Осуществляет оперативное управление эксплуатацией электрических или тепловых сетей. Проводит приемку и сдачу смены в соответствии с требованиями нормативных документов.

Обеспечивает согласованную работу оперативного персонала электроподстанций, котельных, районов сетей по поддержанию надежности и экономичности оперативной схемы сетей, отдельных участков и объектов сетей при различных режимах их работы. Контролирует нагрузку в контрольных точках сетей, обеспечивает своевременную разгрузку перегруженных линий передачи электрической энергии, электроподстанций, котельных, тепловых пунктов, трубопроводов, отдельных трансформаторов (автотрансформаторов). Принимает меры по выявлению причин нарушений нормальных режимов работы сетей, определению мест и характера повреждений, возобновлению нормальной работы сетей и качественного энергоснабжения потребителей. Принимает и систематизирует заявки на вывод из работы оборудования и устройств защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ), передает их руководству диспетчерской службы или вышестоящему диспетчеру, информирует о результатах принятых решений.

Отражает на мнемосхеме (планшете) изменения оперативной схемы сетей. Руководит действиями подчиненного оперативного персонала при ликвидации аварийных ситуаций, принимает меры по локализации аварий, восстановлению нормальных режимов, ликвидации последствий нарушений нормальной работы сетей. Принимает от вышестоящего диспетчера и передает руководству сетей, начальнику оперативно-диспетчерской службы, подчиненному оперативному персоналу, потребителям энергии экстренные сообщения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, неблагоприятном метеорологическом прогнозе и предстоящем отключении или ограничении энергоснабжения. Обеспечивает принятие необходимых мер по предупреждению и устранению последствий аварийных ситуаций и стихийных бедствий. Принимает участие в проводимых на диспетчерском пункте сетей тренировках, занятиях по гражданской обороне и отработке действий при чрезвычайных ситуациях, разборе действий персонала после их завершения. Инструктирует лиц, проходящих стажировку и дублирование на рабочем месте диспетчера сетей, и контролирует их действия. Ведет оперативную и учетную документацию в соответствии с утвержденным перечнем.

Проводит занятия с оперативным персоналом сетей, посещает диспетчерские пункты районов сетей, электроподстанций, котельных. Проводит проверки (при посещении диспетчерских пунктов): выполнения требований правил и инструкций при проведении переключений; подготовки рабочих мест перед выполнением работ на оборудовании; ведения оперативной документации. Осуществляет изучение нового оборудования сетей, электро- и теплоиспользующих установок потребителей энергии. Участвует в работе комиссий по проверке знаний персонала, расследованию причин аварий и несчастных случаев. Проходит подготовку в учебно-тренажерном центре и других специализированных организациях с последующей проверкой знаний в соответствии с утвержденными планами и графиками. Участвует во внедрении новых программных и технических средств и реализации новых задач автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ).

Должен знать:

  • организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам эксплуатации оборудования электрических (тепловых) сетей, энергоснабжения потребителей, диспетчерского управления электрических (тепловых) сетей;
  • Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации;
  • Правила устройства электроустановок;
  • Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации;
  • Правила применения и испытаний средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним;
  • положения и инструкции по расследованию и учету аварий и других технологических нарушений, несчастных случаев на производстве;
  • состав и порядок ведения оперативной документации на рабочих местах оперативного персонала электрических (тепловых) сетей;
  • должностные и производственные инструкции оперативного персонала электрических (тепловых) сетей;
  • схему электрических (тепловых) сетей в нормальных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимах;
  • главные электрические и тепловые схемы электростанций, электроподстанций, котельных, входящих в состав электрических (тепловых) сетей;
  • схемы присоединений ответственных потребителей энергии к электроподстанциям и котельным электрических (тепловых) сетей;
  • конструктивные особенности, технические характеристики, технико-экономические показатели, особенности режимов эксплуатации основного оборудования электрических (тепловых) сетей;
  • структурные схемы построения АСДУ сетей;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления в электрических (тепловых) сетях;
  • основы экономики и организации производства, труда и управления в энергетике;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по оперативному обслуживанию электроустановок (тепловых сетей) не менее 2 лет и дополнительная подготовка по установленной программе или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по оперативному обслуживанию электроустановок (тепловых сетей) не менее 3 лет и дополнительная подготовка по установленной программе.

В.Г. Семенов,
главный редактор журнала «Новости теплоснабжения»

Введение

Диспетчер - работник, координирующий работу других работников или организаций. Диспетчер непосредственно не руководит выполнением работ: при непрерывном производстве эту функцию обычно выполняет дежурный персонал (например, дежурный инженер смены). Так как в процессах теплоснабжения и теплопотребления участвует несколько диспетчеров, действия их должны быть согласованы.

Необходимо решить несколько вопросов.

  • Возможна ли экономическая диспетчеризация в теплоснабжении с конкуренцией субъектов теплоснабжения в режиме реального времени.
  • Необходим ли главный диспетчер, которому подчиняются все остальные.
  • Возможно ли конкретизировать перечень обязательных взаимных диспетчерских команд.

Диспетчер жилищно-эксплуатационной организации, либо жилищного товарищества

Этот диспетчер не обязан знать, как устроены системы тепло-, водо-, газо-, электроснабжения. По теплоснабжению он должен знать допустимые параметры теплоносителя на входе в дом, а при отклонении их зафиксировать нарушение режима и сообщить в теплоснабжающую организацию, с которой заключен договор теплоснабжения.

Согласно статьи 543 п. 1 ГК РФ абонент обязан немедленно сообщить теплоснабжающей организации об авариях, неисправностях приборов учета и иных нарушениях, возникающих при использовании тепловой энергии.

В то же время, теплоснабжающая организация согласно статьи 546 п. 2,3 должна предупреждать абонента об ограничении или прекращении подачи энергии. При аварийных ограничениях она обязана немедленно уведомить абонента.

Если допущен перерыв в подаче энергии, то согласно статьи 547 п. 2 энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. В арбитражной практике одно из основных доказательств вины - отсутствие предупреждения абонента об ограничениях или отключении.

Таким образом, из норм ГК однозначно ясна необходимость взаимодействия диспетчеров жилищно-эксплуатационных и теплоснабжающих организаций в нештатных ситуациях. Неисполнение ими своих функций может привести к нарушениям режимов работы и ущербу с обеих сторон. В этом случае виновная сторона обязана возместить причиненный реальный ущерб (ст. 547 п. 1).

В штатных ситуациях необходимость взаимодействия диспетчеров отсутствует.

В развитых странах диспетчеры ЖКХ в нашем понимании вообще отсутствуют. Теплоснабжающие организации получают всю необходимую информацию с помощью автоматизированных диспетчерских систем, а нарушения режимов теплоснабжения чрезвычайно редки.

В России функции таких диспетчеров выполняют наиболее активные граждане, которые пишут жалобы и звонят в ЖЭУ.

Диспетчер организации, эксплуатирующей разводящие тепловые сети

Если эта организация является теплоснабжающей и заключает договоры теплоснабжения с подключенными к ее сетям потребителями, то в отношении организации, владеющей магистральными тепловыми сетями, она сама является потребителем-абонентом. На нее распространяются те же нормы Гражданского Кодекса, что и в предыдущем случае.

Могут координироваться планы ремонта, проводиться совместная наладка сетей, совместно выдаваться технические условия на присоединение и т.д., но эти задачи решают не диспетчеры.

В подавляющем большинстве случаев общий гидравлический режим тепловых сетей ведет диспетчер организации, владеющей магистральными тепловыми сетями. Вторая организация контролирует только параметры теплоносителя на ответвлениях и требует поддержания их в нормативных пределах.

В то же время, в сложных случаях, например, в г. Петрозаводске, большинство насосных станций принадлежит городу, и общий гидравлический режим ведет диспетчер муниципального предприятия, не владеющего магистральными тепловыми сетями. Т.е. жизнеспособны оба варианта. Главное - заключить соглашение о координации действий.

Если организация, эксплуатирующая разводящие тепловые сети, не имеет собственных теплоисточников, работающих на общую сеть, то для нее отсутствуют возможности экономической диспетчеризации - тариф определяется РЭК, а объем продаж - потребителями. В том же случае, когда эта организация выступает как теплосетевая, оказывая услуги другой теплоснабжающей организации по транспорту тепловой энергии и теплоносителя, функции ее диспетчера сужаются настолько, что он фактически только координирует работу дежурных подразделений предприятия, не осуществляя технологического регулирования.

Таким образом, должна быть обязательная легитимная процедура заключения соглашения, даже в условиях конфликта по экономическим или политическим мотивам. И наиболее важным моментом в этом соглашении должна стать технологическая подчиненность одного диспетчера другому. Такой раздел можно внести в договор теплоснабжения, и уже сейчас законодательно этому ничего не мешает - вопрос только воли сторон.

Диспетчер предприятия, владеющего магистральными тепловыми сетями

Роль диспетчера возрастает пропорционально величине системы теплоснабжения, т.к. увеличивается количество переключений, больше теплоисточников и перемычек между ними.

Особенность российских систем теплоснабжения - повсеместно распространенная зависимая схема присоединения отопления через элеваторы без разделительного теплообменника.

Эти системы теплоснабжения технологически самые сложные в мире. Гидравлические и температурные режимы в магистральных тепловых сетях напрямую определяют тепловой комфорт в каждой квартире без промежуточных контуров регулирования.

Отсутствие автоматики регулирования в подключенных зданиях частично компенсируется периодической наладкой с установкой нерегулируемых дроссельных устройств. Частичная автоматизация абонентских вводов еще более усложняет задачу качественного регулирования параметров у потребителей, не оборудованных системами автоматики, из-за взаимного влияния потребителей на гидравлические режимы.

В сложных системах выход на режим происходит через 1-2 месяца после пуска отопления, и наладочные работы продолжаются весь отопительный сезон. Любые переключения нежелательны и осуществляются только через предварительное отключение участков тепловых сетей, т.е. с временным прекращением теплоснабжения потребителей.

Диспетчер, руководящий переключениями, должен обеспечить минимальное давление в обратном трубопроводе, достаточное для предотвращения завоздушивания систем отопления подключенных зданий, в то же время давление в чугунных радиаторах не должно превышать 6 кг/см 2 для исключения из разрыва. Перепад давлений между прямым и обратным трубопроводами на вводе зданий не может быть меньше 2 кг/см 2 для обеспечения циркуляции теплоносителя с помощью элеваторов.

Провести быструю переналадку системы невозможно, т.к. дроссельные устройства повсеместно могут быть установлены только летом при отключении тепловых сетей, и пока в основном применяются нерегулируемые шайбы.

Обычно любое крупное переключение приводит к снижению перепадов у конечных потребителей и ухудшению работы систем отопления зданий. Жители обычно довольно быстро начинают реагировать на это, открывая сливы из батарей в канализацию. Режимы еще более ухудшаются, и в сильные морозы последствия могут быть катастрофичны. После достижения порогового объема слива ситуация становится неуправляемой.

Если же учесть ограничения по пропускной способности трубопроводов, отсутствие плановости в развитии сетей, привычку персонала работать на изолированный контур от каждого источника, решить в ближайшее время задачу экономической диспетчеризации работы тепловых сетей в большинстве случаев не представляется осуществимым по техническим причинам.

Возможно ли оперативное руководство диспетчерами тепловых сетей со стороны дежурного персонала ТЭЦ, диспетчеров энергосистем или операторов оптового рынка электроэнергии? Для ответа на этот вопрос надо понять, чем конкретно они могут руководить. Гидравлическим режимом? Он определяется необходимостью обеспечить надежность теплоснабжения. Объем поставок при отсутствии возможности оперативного замещения от других теплоисточников определяется потребителем. Остается температурный режим, и во многих регионах до настоящего времени продолжаются попытки нетехнологического регулирования температуры воды в подающем трубопроводе теплосети.

Снижение температуры теплоносителя приводит к необоснованному наказанию всех потребителей: и тех, кто платит, и тех, кто не платит, и вынуждает их строить собственные теплоисточники.

Самые большие проблемы сегодня именно у тех ТЭЦ, на которых сознательно пошли на манипулирование температурными режимами. Потребители отключаются, себестоимость тепловой энергии и тарифы растут, что провоцирует дальнейшее отключение потребителей, и система разваливается.

Снижение температуры теплоносителя фактически увеличивает затраты на теплоснабжение из-за резкого увеличения расходов теплоносителя, подпитки для компенсации сливов и т.д. Затраты же общества целиком возрастают многократно из-за необходимости увеличения диаметров теплосетей, габаритов теплообменников и радиаторов, затрат на электрообогрев, лечение людей и т.д.

Верховный управляющий для диспетчера теплосети - это потребитель. Основная задача диспетчера - контроль качества и надежности теплоснабжения, и для обеспечения этой задачи он должен иметь возможность выдачи оперативных распоряжений как дежурному персоналу теплосети, так и персоналу ТЭЦ и энергосистемы.

При авариях задача диспетчера теплосети - как можно быстрее восстановить режимы теплоснабжения, до тех пор, пока потребитель не начал вмешиваться и самостоятельно регулировать режим теплопотребления. Т.е. в этой ситуации он тоже главный.

Зарубежный опыт

Большинство ТЭЦ работают по тепловому графику без конденсационной выработки. Параметры работы всех теплоисточников, работающих на общую сеть, задает диспетчер теплосети. С потребителями работают службы, отвечающие за сбыт, т.к. оперативные отключения - чрезвычайная редкость. Тепловые сети от теплоисточника до потребителя в большинстве случаев находятся у одного владельца, и проблема координации работы диспетчерских отсутствует.

Существует две модели экономической диспетчеризации.

Модель № 1 - на примере Хельсинки

Система централизованного теплоснабжения Хельсинки и пригородов состоит из трех технологически обособленных систем, принадлежащих разным владельцам. На перемычках, соединяющих эти системы, построены очень мощные теплообменные пункты, позволяющие через теплообменники передавать тепловую энергию в обе стороны.

Системы теплоснабжения в основных элементах (мощность теплоисточников, диаметры магистральных тепловых сетей) имеют почти двукратный запас мощности. Диспетчеры отдельных систем в зависимости от складывающейся коньюктуры на рынке тепловой и электрической энергии принимают решение о загрузке собственных теплоисточников, либо закупке тепла со стороны.

Технически система очень надежна, но чрезвычайно дорога, особенно для потребителя, который вынужденно оплачивает содержание излишних мощностей.

Единое межсистемное диспетчерское управление отсутствует, т.к. нет задач, которые оно могло бы решать.

Модель № 2 - все бывшие социалистические страны (без СНГ)

У всех потребителей установлены индивидуальные автоматизированные тепловые пункты с подключением по независимой схеме. Сети очень развиты.

В результате реального энергосбережения и снижения промышленной нагрузки сети имеют резерв по пропускной способности. Но даже в этих условиях теплоснабжающие организации крупных городов, выполняющие роль единого закупщика, не идут на введение свободной конкуренции теплоисточников, предпочитая ей долговременные договоры. Конкуренция, конечно, присутствует, но конкуренция долговременных предложений.

Обоснованно считается, что свободная конкуренция 3-4 поставщиков неизбежно приведет к их олигопольному сговору, либо к поглощению одним. К тому же, даже в таких развитых сетях могут возникнуть проблемы с режимами теплоснабжения при свободном варьировании загрузкой источников.

Каждый год обновляются сложные технико-экономические расчеты и на их основе составляются технологические карты загрузки ТЭЦ, базовых и пиковых котельных для разных погодных условий. Диспетчеры тепловых сетей работают в соответствии с ними.

Многие теплоисточники продолжают работать на свою изолированную систему, т.к. магистральные кольцевые сети очень дороги.

В Польше введен запрет на учет в тарифах затрат на содержание избыточных мощностей энергоисточников (более 25% потребной мощности).

Российские перспективы

В реальных российских условиях ограниченности платежеспособного спроса в крупных городах постепенно будет внедряться схема № 2.

Движение в этом направлении уже есть. Во многих городах объединяются в одной организации тепловые сети. Повышается уровень автоматизации. Повышение стоимости топлива, необходимость загрузки ТЭЦ заставляет проектировать варианты перевода котельных в пиковый режим работы.

Строительство ГТУ-ТЭЦ, неконкурентоспособных вне базового теплового режима работы, т.е. с переменным расходом теплоносителя, вынуждает заниматься переменными гидравлическими режимами работы тепловых сетей.

Конечно, эта работа только в самом начале. Даже в Москве и Санкт-Петербурге на подготовку технической системы к частичному внедрению в отдельных районах схемы № 2 уйдет несколько лет. Необходим хороший план развития системы и ее значительное техническое обновление. И только в конце этой огромной работы у диспетчера появится режимная карта экономически оптимальной загрузки теплоисточников.

Хотелось бы, конечно, чтобы было все наоборот. Просто дать власть какому-то оперативному диспетчеру и он в существующей системе сделает так, что и потребитель будет доволен, и бизнес получит большую прибыль. Но, наверное, проще смоделировать ситуации и определиться - сможет ли.